Опытный самолет Н.Н. Поликарпова Р-5 представлял собой двухместный легкий биплан бомбардировщик/разведчик. Первый полет он совершил осенью 1928г. К 1937г. было построено 5645 экземпляров многочисленных вариантов этого прекрасного для своего времени самолета, использовавшего многие передовые разработки. Он представлял из себя биплан смешанной конструкции с крыльями разного размаха, фюзеляж имел тонкие обводы. В 1929 году Р-5 с двигателем БМВ-VI мощностью 500/680 л.с. показал максимальную скорость 243 км/час, дальность полета – 510 км. Поставки первых серийных самолетов с двигателями М-17Б мощностью 507 кВт (680 л.с.) начались в 1931г. В 1930-хгг. советская авиация укомплектовала практически все свои подразделения легких бомбардировщиков и разведывательных самолетов моделями этого типа. Серийные самолеты, строившиеся с 1933г., имели более мощный двигатель M-17Ф. Р-5 нашел применение как разведчик, легкий бомбардировщик, штурмовик, торпедоносец, транспортный и пассажирский самолет. В 1930г. он был признан лучшим на международном конкурсе разведчиков-бомбардировщиков в Тегеране.

ВАРИАНТЫ AРK-5: две модификации для использования в Арктике в 1935г. с обтекаемыми контейнерами для запасов по бокам фюзеляжа и в нижнем крыле; закрытые обогреваемые кабины и измененное вертикальное оперение.

П-5: гражданский пассажирский вариант; к 1940г. на службе находилось более 1000 экземпляров. Применялись для перевозки грузов до 400 кг (882 фунта), но многие имели увеличенную заднюю кабину для размещения двух пассажиров; остальные были перестроены с закрытым задним отсеком для двух или трех пассажиров; некоторые имели усиленное нижнее крыло для переноса под ним двух контейнеров Г-61 вместимостью до семи человек, лежащих лицом вниз (использовались при спасении экипажа судна "Челюскин").