Учебно-тренировочный биплан для начальной летной подготовки Поликарпов У-2 появился в начале 1927г. Новый опытный самолет, оснащенный звездообразным двигателем мощностью 74 кВт (100 л.с.), совершил первый полет 7 января 1928г. Массовое производство и поставки начались в 1928г. Простой в управлении и надежный У-2 приобрел завидную популярность. До июня 1941г. было построено более 13000 экземпляров. В модификациях самолет У-2 был использован как пассажирский, транспортный, санитарный и сельскохозяйственный самолет, а в годы войны как самолет связи и легкий штурмовик/ночной бомбардировщик. После смерти Поликарпова в июле 1944г. У-2 был переименован в По-2 в его честь; производство продолжалось в СССР и Польше до 1953г. Построено более 33000 экземпляров (по другим данным - до 40000).

ВАРИАНТЫ У-2A: одноместный сельскохозяйственный самолет-опылитель, с бункером для химикатов вместимостью 250 кг в задней части фюзеляжа; после 1944г. строился как По-2А с двигателем М-11К.

У-2Г: экспериментальный самолет со всеми системами управления, присоединенными к штурвальной колонке.

У-2ЛШ: легкий штурмовик; большое количество предвоенных самолетов было переделано в этот стандарт; вооружен одним пулеметом ШКАС калибра 7,7 мм на кольцевом лафете над задней кабиной, имел крепления для 120 кг бомб плюс пусковые рельсовые направляющие для четырех реактивных снарядов РС-82; прозвище "Кукурузник";

У-2ЛНБ: легкий ночной бомбардировщик производился начиная с 1941г.; бомбовая нагрузка увеличилась до 200 кг, появились прожектора и глушитель на выхлопной трубе.

У-2С: задняя кабина заменена на закрытый отсек для санитара и носилок; позднее были установлены иллюминаторы;

У-2ВС: основной самолет советских ВВС, использовался старшим составом как самолет связи; более 9000 экземпляров находилось на службе в 1945г. под новым обозначением По-2ВС.

По-2Л: модель - лимузин с закрытой пассажирской кабиной; дверь находилась с левой стороны.

По-2П: поплавковый гидросамолет военного времени, производился в ограниченных количествах. По-2С: санитарный военный самолет.

По-2ШС: штабной самолет; новый фюзеляж с закрытой кабиной для пилота и двух или трех пассажиров.