Junkers F-13 - Созданный на базе самолета Юнкерс J10 (CL.I) вариант Юнкерс F13 был первым в мире цельнометаллическим коммерческим монопланом, который создавался как пассажирский самолет. В своем первоначальном виде, в котором он поднялся в воздух 25 июня 1919г., самолет имел экипаж из двух человек в открытой передней кабине и перевозил четырех пассажиров в закрытой кабине. Серийное производство продолжалось до 1932г. Самолет Юнкерс F 13 был весьма прогрессивным и по конструкции, и по внешнему виду.
В СССР авиакомпанией «ДОБРОЛЁТ» было построено 5 лайнеров из советских материалов (их назвали ПС-2). Всего в нашей стране в эксплуатации находились 49 самолётов F-13. Первой была авиакомпания «АВИАКУЛЬТУРА». С 1923 их использовал «ДОБРОЛЁТ» на линии Москва - Казань, позже и в Средней Азии.
15 августа 1930 года этот самолет открыл авиалинию Свердловск – Челябинск – Магнитогорск. В 6 часов вечера по московскому времени на посадочной площадке на левом берегу р. Урал, у подножия горы Магнитной (ныне аэродром РОСТО), приземлился самолет Юнкерс F-13, который пилотировал КОНОНЕНКО Ф.Н. На борту самолета находился командир 18-й авиаразведывательной эскадрильи (начальник Свердловского аэропорта) ПИЧУГОВ С.Г.
Конструкция
Цельнометаллический одномоторный низкоплан классической схемы. Фюзеляж - корпус прямоугольного сечения, закруглённый сверху. Конструкция ферменная из дюралевых секций. Обшивка дюралевая гофрированная. В передней части моторный отсек, затем закрытая пилотская кабина. За ней пассажирский салон на 4 человека - по 2 кресла в ряду. Между сиденьями первого ряда проход. Доступ в салон и пилотскую кабину через бортовые двери между первым и вторым рядом пассажирских кресел. Крыло - свободнонесущее с толстым профилем. Конструкция ферменная их десяти труб, без лонжерона. Обшивка из тонкого гофрированного дюраля. Крыло состоит из центроплана и двух консолей. Двигатель - один поршневой двигатель, установленный в моторном отсеке в носовой части фюзеляжа. В зависимости от модификации устанавливались следующие двигатели: BMW IIIa - 185 л.с. и Mercedes DIIIa - 159 л.с.. Винт двухлопастный, на первых экземплярах деревянный, с 1920 металлический Junkers. Оперение - однокилевое, классической схемы. Шасси - двухстоечное, по одному колесу на каждой стойке, с хвостовым костылём. На ряде экземпляров вместо колёс устанавливались стойки с двумя поплавками.
Модификация |
F.13 |
Тип двигателя поршневой: |
BMW IIIa, Jumo L-5 |
Размах крыла, м |
17.8 |
Мощность, л.с. |
1 х 185, 156 кВт |
Длина, м |
10.50 |
Максимальная скорость , км/ч |
205 |
Высота, м |
3.50 |
Крейсерская скорость , км/ч |
175 |
Площадь крыла, м2 |
40.0 |
Практическая дальность, км |
1400 |
Масса, кг |
Практический потолок, м |
5100 |
|
пустого самолета |
1480 |
Экипаж, чел |
2 |
нормальная взлетная |
2700 |
Полезная нагрузка: |
4 пассажира |