Junkers F-13 - Созданный на базе самолета Юнкерс J10 (CL.I) вариант Юнкерс F13 был первым в мире цельнометаллическим коммерческим монопланом, который создавался как пассажирский самолет. В своем первоначальном виде, в котором он поднялся в воздух 25 июня 1919г., самолет имел экипаж из двух человек в открытой передней кабине и перевозил четырех пассажиров в закрытой кабине. Серийное производство продолжалось до 1932г. Самолет Юнкерс F 13 был весьма прогрессивным и по конструкции, и по внешнему виду.

 Junkers F-13. В музее

В СССР авиакомпанией «ДОБРОЛЁТ» было построено 5 лайнеров из советских материалов (их назвали ПС-2). Всего в нашей стране в эксплуатации находились 49 самолётов F-13. Первой была авиакомпания «АВИАКУЛЬТУРА». С 1923 их использовал «ДОБРОЛЁТ» на линии Москва - Казань, позже и в Средней Азии.

15 августа 1930 года этот самолет открыл авиалинию Свердловск – Челябинск – Магнитогорск. В 6 часов вечера по московскому времени на посадочной площадке на левом берегу р. Урал, у подножия горы Магнитной (ныне аэродром РОСТО), приземлился самолет Юнкерс F-13, который пилотировал КОНОНЕНКО Ф.Н. На борту самолета находился командир 18-й авиаразведывательной эскадрильи (начальник Свердловского аэропорта) ПИЧУГОВ С.Г.

Юнкерс F-13. Водный вариант

Конструкция

Цельнометаллический одномоторный низкоплан классической схемы. Фюзеляж - корпус прямоугольного сечения, закруглённый сверху. Конструкция ферменная из дюралевых секций. Обшивка дюралевая гофрированная. В передней части моторный отсек, затем закрытая пилотская кабина. За ней пассажирский салон на 4 человека - по 2 кресла в ряду. Между сиденьями первого ряда проход. Доступ в салон и пилотскую кабину через бортовые двери между первым и вторым рядом пассажирских кресел. Крыло - свободнонесущее с толстым профилем. Конструкция ферменная их десяти труб, без лонжерона. Обшивка из тонкого гофрированного дюраля. Крыло состоит из центроплана и двух консолей. Двигатель - один поршневой двигатель, установленный в моторном отсеке в носовой части фюзеляжа. В зависимости от модификации устанавливались следующие двигатели: BMW IIIa - 185 л.с. и Mercedes DIIIa - 159 л.с.. Винт двухлопастный, на первых экземплярах деревянный, с 1920 металлический Junkers. Оперение - однокилевое, классической схемы. Шасси - двухстоечное, по одному колесу на каждой стойке, с хвостовым костылём. На ряде экземпляров вместо колёс устанавливались стойки с двумя поплавками.

Модификация

F.13

Тип двигателя поршневой:

BMW IIIa, Jumo L-5

Размах крыла, м

17.8

Мощность, л.с.

1 х 185, 156 кВт

Длина, м

10.50

Максимальная скорость , км/ч

205

Высота, м

3.50

Крейсерская скорость , км/ч

175

Площадь крыла, м2

40.0

Практическая дальность, км

1400

Масса, кг

 

Практический потолок, м

5100

пустого самолета

1480

Экипаж, чел

2

нормальная взлетная

2700

Полезная нагрузка:

4 пассажира

Junkers F-13. Схема